Родителям

Рекомендации педагога-психолога для родителей

«Поощрения и наказания в семейном воспитании»

1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль быть поощрением.

2. Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Рекомендуемые формы наказания: вынужденное безделье (сидит в кресле, в углу и т.п.), лишение поощрений и привилегий, осуждение поведения. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Никогда нельзя использовать как наказание физическую силу или умственную работу.

4. Наказание обладает внушающем воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

5. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

6. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

7. Требуйте от ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета. Между родителями не должно быть разногласий в отношении какого-либо правила, касающегося поведения ребенка, и особенно в присутствии малыша.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Любите своего ребенка, несмотря ни на что!!!

​​3 темы, которые нужно обсудить с подростком

  1. Подростковая самооценка
    Вопрос самооценки является актуальным для каждой личности, поэтому проблемы, связанные с её формированием могут привести к проблемам в будущем.

Помощь подростку, как своим отношением, так и отдельным разговорам, является важной задачей каждого родителя.

Немаловажным является процесс формирования адекватных психологических защит от оценочного суждения окружающих, которое может негативно повлияет на самовосприятие подростка.

  1. Умение понимать и контролировать свои эмоции

Особенность подросткового периода состоит в постоянно изменяющемся гормональном фоне, что и становится причиной такой повышенной эмоциональности. На пороге взрослой жизни очень важно научиться саморегуляции и проявлению собственных эмоций.

Важно объяснить ребенку, что наши эмоции естественны и показать на конкретных примерах, какие техники использовать, чтобы управлять такими эмоциями, как гнев, тревога, обида (напишем об этом в будущем) и многими другими.

Основная цель этой темы бесед с подростками – дать ему понять, что не эмоции властвуют над ним и управляют его жизнью, а он над ними.

2. Как справляться с трудностями

Трудной ситуацией для человека может стать любая ситуация, субъективно переживаемая как обидная, оскорбительная или ранящая.

Важной задачей взрослого, будь то учитель или родитель, дать понять ребенку, что трудности — это не то, чего нужно стесняться или избегать, а источник новых знаний о мире. Все совершают ошибки, и взрослые, и дети.

Объясните подростку, что из ошибки необходимо вынести урок, понять, как стать лучше. Тогда ошибки перестанут казаться чем-то стыдным, а неудачи станут восприниматься, как шаг на пути к успеху. Эмоциональная устойчивость повысится и отношение к жизни станет легче.

💡Как помочь:

• Подавать своим поведением и образом жизни пример стабильного психологического состояния.

• Выражать свои эмоции по отношению к подростку, говорить о своих чувствах по отношению к нему и не забывать просить выражать свои эмоции, говорить о своих чувствах подростка.

• Помогать конструктивно решать поставленные вопросы.

• В сложных ситуациях не бояться прибегать к помощи специалистов.

Уважаемые родители малышей!

Наблюдаю ужасающую тенденцию последнее время. Очень много детей приходит с огромными проблемами развития. Это касается и садика и школы.
Размышляя о том, что происходит , хочу просить вас о помощи. Мы не справимся с проблемами без вас. Вы же, как раз, самые заинтересованные люди в этом процессе. Часто в школе уже бывает поздно!!!

1) уберите смартфоны от детей! Знаю, что не просто. Никогда не давайте телефон ребёнку чтобы он замолчал, не мешал и дал что-то сделать.

2) разговаривайте с детьми. В машине, на прогулке , дома, за едой и т д. Расскажите ребёнку про себя, спросите про него. Не ленитесь. Об’ясняйте свои чувства и мысли. Спрашивайте его совета и его мысли.

3) у ребёнка должны быть обязанности по дому. Он должен заботиться о ком-то. Он должен Знать, что он должен делать

4) просите у него помощи, даже если вам она не требуется

5) не делайте за ребёнка то , что он может сделать сам. Даже если он сделает это плохо , а вы хорошо!!! Или он — медленно ,а вы — быстро…

6) обслуживать себя Ребенок должен сам. Нужно уметь одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубы, застегивать пуговицы, молнию, куртку, надеть ботинки. Перестаньте покупать обувь без шнурков!!! Научите детей завязывать шнурки!!! Практически 100% первоклассников не умеют этого!!!

Не надо искать : как легче!!! Трудно должно быть. Трудности и проблемы — из этого состоит жизнь.
Все это развивает 🧠 а для успешной учебы это важно.
Простите меня, что учу вас, взрослых людей. Но считаю это очень важным.

​​Как сказать ребенку «Нет»

Отказать ребенку бывает трудно, а отказать так, чтобы не развить конфликт или истерику еще сложнее.

Однако умение говорить ребенку «нет» — это жизненно необходимый навык для каждого родителя, так как несет в себе обеспечение защиты, безопасности, педагогические функции и многое другое.

Запреты и ограничения играют важную роль в развитии ребенка: чем быстрее ребенок научится слышать, понимать причины и принимать отказ, тем лучше сможет впоследствии устанавливать собственные границы и справляться с трудностями во взрослой жизни.

Выделим ряд правил «конструктивного отказа»:

  • важно придерживаться постоянства, если что-то было запрещено или разрешено оно должно таковым оставаться вне зависимости от возраста ребенка.

💡Например, если вы разрешали своему ребенку рисовать на обоях, кода он был совсем маленький, сводя это к возрасту, то когда он станет старше это так же должно быть разрешено, чтобы у ребенка не возникало внутреннего конфликта «А как так?» и не приводило к мысли о том, что границы «разрешено/запрещено» определяются исключительно «хотелками» родителей – в последствии это приведет к недопониманию и ссорам.

  • если же все-таки есть ситуации, что раньше что-то разрешали, а сейчас вдруг стало под запретом (например, вариант с обоями стал под запретом, так как вы сделали новый ремонт и играет чисто человеческое «жалко»), то важно предложить ребенку альтернативу, и интереснее, чем обои, например, повесить огромный рулон в комнате или доску на стену. Поинтересуйтесь, а «что хочет сам ребенок?»
  • постарайтесь заменить «нет», «нельзя», «потому что я так сказала» на аргументированный ответ. Например, «нельзя бегать в магазине» на «Таня, не бегай пожалуйста в магазине, так как ты можешь задеть полки с продуктами, и они упадут на тебя, а это травмоопасно, будь осторожна».
  • негативные эмоции в данном контексте это «враги», так как родительское “нет” и “нельзя” может вызвать испуг, тревогу или раздражение у ребенка, а “нельзя”, произнесенное с улыбкой может создать впечатление игры и не заблокирует восприятие этой информации.
  • договориться с супругом(ой) о единой линии в данном вопросе. У вас не должно быть противоречий друг с другом. Если что-то запрещено, оба родителя должны с этим соглашаться и не ставить другого в неудобное положение, иначе это внесет дисгармонию и даст ребенку повод для манипуляций, а вам для конфликтов.
  • и не забывайте, что когда вы говорите ребенку «нет», то его реакция может быть самой разной, в большинстве негативной, и вам нужно помочь ему справиться с этой ситуацией.

Больше говорите с ребенком, аргументируйте свои слова и будьте рядом с ним, это очень важно для его гармоничного развития!
 

Тыва орфографияның дүрүмнери

Сөстүң сөөлүнге кирер -даа, -ла, -ле, -на, -не деп артынчыларны дефистеп бижиир: болза-даа, келзе-даа, бар-ла, бир-ле, он-на.

  1. -тыр, -тир, -тур, -түр, -дыр, -дир, -дур, -дүр деп артынчы сөстерни дефистеп, мурнунда сөстүң ажык болгаш ажык эвес үжүктеринге аяннаштыр бижиир: терек-тир, үс-түр, мал-дыр, чигир-дир, торгу-дур, бөрү-дүр, эки бооп-тур.

Частырыглыг бижээни: терек-дыр, үс-дыр, чигир-дыр дээш чазып бижээни шын бижилгеге дүүшпес.

  1. Чурт деп сөс
    Чүзү? деп айтырыгга харыылап турда
    чаңгыс Т бижиир: чурту

Чүнүң? деп айтырыгга харыылап турда ийи ТТ бижиир: чурТТуң.
Кымдан? Чүден? деп айтырыгга харыылап турда ийи ТТ бижиир: чурТТан, каТТан.

‘Чө, чве’ деп сөстерни ЧҮВЕ деп шын бижиир.

‘Штрийн, ндыг чедир’ деп биживес, ындыг чүве-дир ийин деп шын бижиир.

‘Динь, диийн’ деп биживес, -дыр, -дир ийин деп шын бижиир.

‘Нян’ деп биживес, ыйнаан деп шын бижиир.

‘Чөл’ деп биживес, чүвел деп шын бижиир.

‘Инь’ деп биживес, ийин деп шын бижиир.

Дазылы азы дөзү Т, С, К, П деп дүлей үннер-биле төнер сөстерге ол-ла дүлей үннер-биле эгелээн кожумак кирер болза, ук дүлей үннерниң үжүктерин дакпырлап бижиир: чурт — чурттаар, чурттар, чурттуг, чурттакчы, чуртталга;
тут- туттунар, туттунгур; бижит — бижиттирер, бижиттинер; өс — өссе, өссүн, тып — тыппышаан, быжык — быжыккан, ырак — ыраккы.

Ынчаарга ортааКы, кудуКу, мурнуКу, үстүКү, даштыКы, иштиКи деп сөстерниң ортузунга чаңгыс К-ны бижиир.

Сөстүң дазылы Г деп үжүк-биле төнгенде, аңаа ол-ла үжүк-биле эгелээн кожумак немежирге, Г-ни дакпырлап бижиир: даг — даГГа, арыг — арыгга, чыг — чыгган.

Кылыг сөзүнүң канчаайн? канчанмайн? деп айтырыгларга харыылаар хевирлериниң сөөлүн -ЙН кылдыр бижиир: бар — бараЙН, барбаЙН; көр — көреЙН — көрбеЙН, ажылда — ажылдааЙН — ажылдаваЙН.

БарбайЫн, биживейИн, ажыдайЫн деп ажык үжүктер киирип, частырыглыг биживес.

Алган дөзү: “Тыва орфографияның болгаш пунктуацияның дүрүмнери”. — Кызыл, 2001. — 65с.

​​Ребенок много сидит в телефоне

Как перевести зависимость в конструктивное русло? Как научить ребенка использовать современные гаджеты не только для развлечения, но и для учебы и саморазвития? Мы подобрали несколько приложений, которые подойдут детям разных возрастов и помогут родителям в развитии ребенка.

Сказбука (от 2 до 5 лет)
iOS, Android

Одно из самых популярных приложений для развития малышей. Состоит из сотен мини-игр и образовательных мультфильмов. «Сказбука» учит детей читать и считать, рассказывает о формах, цветах и размерах, развивает критическое мышление через игровое путешествие с главным героем Зеброй. Огромный плюс — адаптивность приложения. На старте можно учесть возраст, пол и активность ребенка, и искусственный интеллект подстраивается под вашего малыша. Игры в приложении ориентированы как для самых маленьких на 2-3 года, так и для детей постарше от 4 до 6-7 лет.

«Рисовалка!» (от 2 до 5 лет)
iOS, Android
Анимированная игра, которую разработали художники и программисты. Шаг за шагом ребенок обводит по контуру одного из 30 персонажей, который в финале «оживает». Нажимая на кнопки, можно поиграть со своим рисунком: заставить его танцевать, кувыркаться или показывать фокусы.

Математика для детей (от 4 до 7 лет)
iOS, Android

Здесь все понятно из названия: приложение научит ребенка цифрам, вычитанию, сложению и поможет подготовиться к школе. Естественно, все через игры, веселые викторины, забавные паззлы.

«Буковки: учимся читать весело» (от 4 до 7 лет)
iOS, Android

С помощью удобной озвученной клавиатуры «Мастерская слов» можно составить любое слово, которое автоматически будет разбито на склады (не то же самое, что слоги). Ребенок увидит на экране слово, прослушает, как звучат буквы и склады, а единорог Лучик подскажет, как прочитать слово.

ПиктоМир (от 7 до 14 лет)
iOS, Android

Приложение, разработанное по заказу Российской Академии Наук, учит дошкольников и младших школьников азам программирования. Приложение начинается с самых основ и постепенно усложняется, предлагая детям в игровой форме создать свои первые простенькие программы и научить забавных роботов различным трюкам. Пользователи иногда ругают приложение за плохую оптимизацию, поэтому если у вас оно отображается на смартфоне некорректно — есть веб-версия игры.

Castle Quiz (от 12 до 17 лет)
iOS, Android
Способ легко и непринужденно подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и даже теоретическому экзамену по вождению. Большая викторина по разным темам, среди которых как школьные предметы — русский и английский язык, физика, химия, литература, математика, ОБЖ, география, информатика, так и общие темы — искусство, медицина, кино, экономика, кулинария и другие. В викторине есть подробное объяснение каждого правильного ответа — с подборками видеолекций и ссылок для углубленного изучения.

Stepik (от 12 до 17 лет)
iOS, Android
Stepik — удобная образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов. Курсы состоят из видео-лекций и практических заданий, которые можно проходить в любое удобное вам время. На Stepik вы найдёте курсы по: программированию, математике, биологии и биоинформатике, экономике, психологии и другим дисциплинам.

Радио Arzamas (для всех возрастов)
iOS, Android
В «Радио Arzamas» четыре раздела. Курсы — циклы аудиолекций русскоязычных ученых. Подкасты — аудиоинтервью, репортажи, расследования, обсуждения и разборы разных тем — от авангарда до мата. Аудиоверсии избранных статей сайта, где можно послушать звуки и голоса разных культур и эпох. И «Детская комната» — раздел для детей с рассказами экспертов об истории, искусстве, музыке, а также со сказками и колыбельными

​​Первая сессия у психолога.

Если у вас есть желание обратиться к психологу, но вы не совсем понимаете, что именно хотите с ним обсудить и что конкретно вам необходимо проработать, то в этой статье мы постараемся вам помочь сформулировать запрос к психологу.

Стресс, нахлынувшие переживания, с которыми трудно справиться, внезапная кризисная ситуация, резкие изменения привычного образа жизни — всё это может подтолкнуть к желанию обратиться за помощью.

Зачастую человек, нуждающийся в психологе, пребывает в таком состоянии, что не знает куда он хочет приплыть, но точно знает, что хочет покинуть текущую ситуацию.

«Неважно куда, лишь бы не здесь!» — примерно такой посыл есть у многих клиентов, и он очень понятен, однако важности и необходимости сформулировать запрос на первом этапе психотерапии это не отменяет.

Ваш запрос поможет не только психологу в работе, но и для вас самих внесет ясность, а также снизит тревогу неопределенности. Не обязательно быть максимально конкретным в этом вопросе, достаточно определиться с вектором направления или сферой жизни, в которой на данный момент есть затруднения.

Запрос — это не только проблема, которую вы принесли, не то, что у вас болит, не то, на что вы жалуетесь.

💡Запрос всегда подразумевает получение определенного результата — то есть, то, с чем вы хотите уйти от психотерапевта, что унести с собой.

Сформулировать запрос помогут ответы на 3 вопроса, приведенные ниже:

  • Что не так? Если сравнивать с приемом врача, то ответом на этот вопрос будет перечисление жалоб и симптомов.
  • Как я хочу, чтобы было? Понять, чего именно вы хотите — это уже половина проделанной работы. Приведем метафору: Если вы находитесь на шлюпке посередине океана и не знаете в какую сторону плыть, и вам не видно сушу — это очень печально и тревожно. А если у вас есть карта, то это уже меняет дело, согласитесь?
  • Что я хочу получить от психолога? Еще один важный вопрос, который стоит себе задать.

Поскольку психолог может вам помочь:

✔️разобраться в причинах ваших невзгод
сформировать навыки для их преодоления

✔️обзавестись необходимыми инструментами

✔️помочь сформулировать ваши ценности

✔️определиться с выбором,

✔️сопровождать вас на всем пути

Главное здесь, конечно же, ваш интерес и желание.

Если вы чувствуете, что вашему ребёнку необходима помощь психолога, то действовать нужно по той же схеме, только предварительно задав вопросы и обсудив это совместно

​Практические советы:

  1. Не надо бояться устанавливать рамки.
    Наличие определенных ограничений, графика и режима дня – залог того, что ребенок будет расти здоровым и полноценно развиваться. Ребенок должен понимать, что есть время для сна, приема пищи, игр, прогулок, занятий, и что «делу время — потехе час».
  2. Ограничивать доступ к гаджетам, заменяя их общением.
    Проще всего при первых же капризах дать ребенку планшет, телефон или включить телевизор. Ребенок, сразу получая желаемое, привыкает, что для этого достаточно заплакать. Моментальное удовлетворение детских потребностей не дает развиваться таким важным навыкам, как терпение, умение самому занять себя. У ребенка не развивается фантазия, он не умеет играть самостоятельно, он привык получать готовое развлечение, не прикладывая усилий.

Необходимы совместные занятия. Отправляйтесь вместе кататься на велосипедах или роликах, играйте всей семье в настольные игры, увлеките ребенка кулинарией (дети обожают возиться с тестом).

Такой подход важен и для развития ребенка, и для формирования психоэмоциональной связи и доверительных отношений между родителями и детьми.

  1. Воспитывать в ребенке терпение, учить его ждать.
    Ребенок должен уметь самостоятельно себя занимать.

Придерживайтесь следующей тактики.

• Ожидать и немного скучать – это нормально. Такое состояние дает первый толчок к развитию творческих способностей, поскольку приходится самому придумывать, чем заняться. И, конечно, он выбирает наиболее интересное для себя направление.

• Постепенно старайтесь увеличивать промежуток времени для ребенка между его «я хочу» и «я получаю».

• Откажитесь от простых решений типа гаджетов для удовлетворения желаний ребенка.

  1. Учите ребенка выполнять монотонную работу.
    Если ребенку неинтересно выполнять какие-то обыденные действия, то это вовсе не означает, что его надо от них освободить. Да, может показаться достаточно скучным – раскладывать свои вещи по полочкам или расставлять игрушки, но ребенок должен знать, что это надо делать обязательно. Это развивает усидчивость, старательность и ответственность, которые ему необходимы в первую очередь в школе. Можно добавить элементы игры в эти занятия, разнообразить их.
  2. Развивать социальные навыки.
    Создавайте условия для общения ребенка со сверстниками. Никакие гаджеты не заменят живого общения!

Оно является ключевым для нормальной социальной адаптации. В социуме ребенок быстрее освоит и значение слова «надо». Например, «надо уметь делиться с друзьями», «надо играть по правилам», «надо иногда уступать и уметь проигрывать» и т. д.

Реальное общение само по себе вынуждает даже маленького человечка учиться взаимодействовать в определенных рамках

Почему современные дети не хотят прикладывать усилия?

Всем известно красивое выражение «Дети – цветы жизни». Но цветам нужен уход, если мы хотим, чтобы они цвели и радовали нас, а детям — воспитание. Вседозволенность, отсутствие у ребенка границ и ответственности создают серьезные проблемы в построении мостиков взаимопонимания. У детей, которые растут в абсолютной анархии, считают себя с подачи родителей центром вселенной, во взрослой жизни часто возникают проблемы с социальной адаптацией и взаимодействием с другими людьми.

Винить в этом кого-либо, кроме себя, родителям не стоит. Мы сами создаем условия, в которых для малыша не существует «надо», а по мере его взросления вдруг вспоминаем, что в жизни нужны еще и такие качества, как ответственность, усидчивость, терпение и усердие.

Так почему же наши дети не готовы ждать и не хотят прилагать усилия? Вот несколько основных причин.

• Возможность получить все сразу
Стремясь дать ребенку все самое лучшее, обеспечить максимальный комфорт и защитить от сложностей внешнего мира, родители впадают в гиперопеку. Ребенку достаточно сказать, что он хочет что-то вкусное, и мама несется сломя голову за печеньем или конфетами. Хотя вполне логично предложить подождать, потому что скоро обед, и на десерт будет вкусненькое. Если ребенок заскучал и требует играть, то с вероятностью 99% уже через 5 секунд у него в руках окажется телефон или планшет. А ведь логичней предложить ему поиграть с игрушками, пока мама освободится от домашних дел. В результате ребенок привыкает получать все и сразу, ни о каких «надо» речи нет. На самом деле, способность отложить удовлетворение сиюминутных желаний является развитием очень важного навыка – эффективно функционировать в состоянии стресса или в критической ситуации.

• Недостаток социального взаимодействия
Все чаще родители заменяют электронными гаджетами общение ребенка с внешним миром. Часто можно услышать от молодых мамочек: зачем отдавать в детский сад, если мы с ним прекрасно справляемся дома? А что происходит на самом деле? Ребенок большую часть времени проводит с гаджетами или перед телевизором. Маме удобно, а ребенок не приобретает навыков общения и взаимодействия в обществе.

Общение со сверстниками должно быть живым и регулярным. Это помогает устанавливать контакты, решать конфликты и, естественно, знакомиться с правилами, установленными в обществе. Это первое знакомство с общественными «надо».

• Веселье в режиме «нон-стоп»
Часто можно услышать от родителей первоклашек: «Ах, он у меня такой неусидчивый! Ну совершенно не может высидеть даже половину урока!». А это — результат того, что в свое время ребенка не научили терпению и организованности.

Что происходит, когда малыш теряет интерес к какому-то занятию? Он говорит маме: «Я больше не хочу», и мама сразу же предлагает ему другое занятие! Но иногда стоит сказать: «Хорошо, можешь просто отдохнуть. Или займись тем, что тебе нравится». Это заставит ребенка искать способы себя занять. А если родители постоянно кружатся вокруг и все делают для удовлетворения его потребностей, то такого же поведения он ожидает и в школе: если надоело слушать урок, то учитель должен сразу поменять тему или вообще отправить на перемену. Ему ведь так хочется! А когда ожидания не оправдываются, начинаются проблемы с учебой и поведением.

• Дети правят миром
Современные тенденции воспитания – ни в чем не ограничивать ребенка.

Отовсюду только и слышно: «Мой Саша не любит морковку», «Моя Катенька не хочет спать днем», «Мой Олежка не хочет играть игрушками, но он отлично управляется с планшетом» и т. д. Конечно, на ребенка не следует сильно давить или применять физические наказания, но следуя за желаниями чада, родители забывают о своей прямой обязанности – о воспитании. И не ребенок должен руководить воспитательным процессом! Формирование здорового мировоззрения невозможно без ответственности и чувства долга, а значит, в воспитании обязательно должно быть понятие «надо».

​​Как распознать токсичное влияние со стороны?

Токсичный – прилагательное, признанное словом 2018 года. Именно тогда количество просмотров его значения в сети Интернет выросло в два раза.

Популярность этого явления подкрепляется и тем, что его всё чаще обсуждают в обществе.

Обычно токсичность интерпретируют, как комплекс качеств и поведенческих черт человека, из-за которых окружающие могут ощущать психологический дискомфорт в общении с ним. Сопровождается это списком маркеров на тему: «Как определить токсичного человека в вашем окружении?». Поскольку проблема имеет две стороны, то и разбираться стоит не только с так называемым «токсиком», но и с тем, что в нас самих вызывает такое напряжение при взаимодействии с этим человеком.

Итак, как же распознать токсичное влияние со стороны? Обратите внимание на несколько признаков:

  1. Бестактный вопрос или утверждение в ваш адрес. Так называемые «непрошенные советы». Человек огорошивает вас своей фразой и добавляет «а чего такого, это же просто мое мнение» или «я просто решил высказать тебе свое мнение, кто тебе ещё кроме меня правду скажет».
  2. Извинения? Нет, не слышал. Человек не анализирует свое поведение, скорее всего его философия умещается в следующую мысль: «Я в порядке, проблемы у других людей».
  3. Я же помочь хочу! Свое мнение продавливается как единственно верное, дискуссии и диалог остаются недоступными. В речах человека может быть много несостыковок, но это и неважно. Прав и точка.
  4. Манипуляции. Люблю, умею, практикую. Если вам и удалось подловить человека на несоответствии начальной и конечной идей, не спешите праздновать победу. У него в рукаве припрятаны еще фокусы, которые помогут ему выкрутиться – обелить себя и оставить вас в виноватых.
  5. Слив чувств. Там, где токсику не удается разместить свои чувства, он сорвется на вас. Плохое настроение — легальный для него способ проявить агрессию и негатив. Извинений, конечно, не будет, смотри пункт 2.

Но не все так просто. Есть очень важная деталь, которую часто упускают в статьях на подобную тему: ответственность обеих сторон. Легализация подобного поведения по отношению к вам, молчаливое терпение – ваше разрешение. Такой человек может с первого раза понять, что такое поведение для вас – приемлемо.

И это снова речь о границах. Вас могут обесценивать, пытаться задеть, но ваша основная задача — отделять зерна от плевел. Задайте себе вопрос: действительно ли про вас сейчас шла речь или человек говорит через свои проекции на вас?

Реагировать на подобное поведение — тоже способ. Только здесь вы сами регулируете степень «как со мной нельзя».

Так или иначе, не спешите вешать ярлыки на людей, но внимательнее относитесь к своим ощущениям — это не навредит, как и здоровая самокритика. Помните: никто не заслуживает такого отношения к себе.

​​Моего ребенка травит учитель. Что делать?

Такое поведение недопустимо, но факт остается фактом, данное явление не редкость и игнорировать или думать, что ребенок справится сам — ни в коем случае нельзя.

Важно помнить, какие последствия для ребенка могут быть, если эту ситуацию не взять под контроль.

❕Без поддержки ребенок:

• может «уйти в себя»
• чувствовать вину или стыдиться своего существования
• начать соглашаться с педагогом, что он(а) плохая
• а это чревато попытками суицида и self-harm (самоповреждающим поведением)

Но есть и другая крайность, где ребенок всю агрессию может направить на учителя и окружающих, которые не «протянули руку помощи».

❕Примеры:

• колумбайн
• буллинг сверстников
• интерес к деструктивным сообществам и явлениям

Нападения и угрозы яркие иллюстрации того, когда ребенок лишен поддержки в трудных жизненных ситуациях.

Основные причины педагогического насилия:

• Желание достигнуть быстрых результатов по предмету
• Укрепление авторитета педагога
• Перенос личных проблем в профессиональную деятельность

План действий родителя в ситуации травли его ребенка будет разным, в зависимости от возраста.

Если ребенок младших и средних классов, родителю незамедлительно нужно вмешаться и прояснять ситуацию на своем уровне. Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку, учитель уже плохо относится к нему, если травит.

Если ребенок старших классов тут немного сложнее, потому что важно принимать во внимание его точку зрения. Если ребенок скажет, что будет решать самостоятельно, то окажите ему всестороннюю поддержку, советуйте, как лучше поступить, как выстроить коммуникацию с учителем, постоянно отслеживайте ситуацию и эмоциональное состояние вашего ребенка, потому что, если ситуация не изменяется, долг родителя защитить и уже вмешаться, НО деликатно. Помним, что мы не хотим усугубить проблему!

Конечно, как и в любом конфликте, все начинается с коммуникации, однако, есть вероятность, что разговор с самим преподавателем не даст результатов, поэтому сразу стоит привлечь классного руководителя и представителя администрации учебного заведения. Сохраняя спокойствие (да это сложно, но необходимо) разобрать ситуацию.

Постарайтесь тщательно разобраться в проблеме, не спешите обвинять ребенка «в обмане», или работников школы – «в бездействии и покрывательстве».

Учитывайте характер и особенности ребенка, ваш индивидуальный опыт общения с педагогом, опыт общения с другими родителями, контекст ситуации. Даже если это единичный случай и именно у вашего ребенка и педагога не получается выстроить взаимоотношения, проявлять действия, унижающие или оскорбляющие вашего ребенка педагогом недопустимо.

Если же руководство игнорирует проблему, а ребенок продолжает сообщать о нарушениях – есть смысл жаловаться в вышестоящие органы, добиваться отстранения педагога или менять учебное заведение.

Сталкивались вы с подобными ситуациями? Актуальна ли для вас эта тема? Если да, то обязательно напишите в комментариях и мы поделимся памяткой:

Что поможет не допустить или вовремя пресечь такие ситуации?

Самый ценный подарок: пишите своему ребенку письмо раз в год

Пишите своему ребенку письмо раз в год, чтобы сделать ему ценный подарок, когда он станет взрослым.
В этом письме расскажите забавные истории, которые происходили с ним за этот год. Расскажите о радостях, но также о сложностях, которые вы прошли вместе за это время.
Представьте, каким интересным и ценным станет для вашего ребенка такой подарок. Когда ребенок станет взрослым, из ваших писем он больше узнает о своем детстве и вспомнит прекрасные моменты, которые уже могли стереться из памяти.
Пишите письмо от руки, и собирайте в нем самые значимые воспоминания о вашем ребенке за год
О чем писать?
О радостях и сложностях
О забавных и веселых моментах
О ваших мыслях на тему того, каким будет будущее ребенка
О его желаниях и мечтах
О вашей безграничной любви к ребенку
О том, как он взрослеет
Обо всем, что кажется важным
Дополняйте ваши письма фотографиями, рисунками, поделками, открытками и другими памятными вещами.
И обязательно рассказывайте в письме, как сильно вы любите своего ребенка.
Делайте так каждый год и вручите папку с письмами ребенку, когда он станет совсем взрослым и сможет оценивать ваш подарок.
В радостные и сложные моменты жизни эти письма станут напоминанием о родительской любви и счастливом детстве

Запрещенные приемы

1 Физические наказания. Несмотря на многочисленные исследования, показывающие неэффективность физических наказаний, многие родители продолжают их использовать. Они унижают достоинство ребенка и учат тому, что прав тот, кто сильнее. А еще порождают страх перед родителем и провоцируют развитие у ребенка жестокости и хитрости. Если мама или папа наказывают ремнем за прогул, то это не мотивирует прекратить, а скорее побуждает лучше скрывать свои похождения. В будущем это приведет к неуверенности, стремлении «заслужить» любовь хорошим поведением, жестокости к себе и окружающим, авторитарности, неспособности выстраивать отношения, подозрительности и многим другим проблемам.

2 Игнорирование. Многие родители уверены, что игнорирование помогает осознать, что нежелательное поведение приводит к исключению из общества. В некоторых случаях это действительно работает. Ребенок, которого отвергают, быстро понимает, что любовь можно «заслужить» хорошим поведением и становится «удобным». Таким и остается на всю жизнь, и потом коллеги, супруги и дети садятся ему на шею. Второй вариант — ребенок, который вначале остро реагирует на безразличие, со временем привыкает к нему, становясь безразличным к чувствам и поступкам других людей.

3 Сарказм. Не все взрослые способны в критической ситуации посмеяться над собой. В то же время шутки над детьми кажутся забавными и безобидными, пусть и немного злыми, чтобы лучше поняли. Однако ребенок, воспринимая сарказм как упрек, становится неуверенным в себе, пытается стать удобным. Да, жизнь будет серой и неинтересной, зато никто не посмеется над тобой.

4 Манипуляции. «Мне за тебя стыдно», «От твоих проделок я плохо себя чувствую», «Если будешь так вести себя, я заболею и умру», — очень часто под видом наказания мы перекладываем на ребенка ответственность за свои чувства. Так мы развиваем в ребенке стремление контролировать все аспекты жизни. Если вдруг что-то не получится из-за того, что заболел или испортилась погода, он будет винить себя. Всегда.

5 Запугивания. «Если будешь себя плохо вести, то тебя полицейский заберет», — говорят некоторые родители, когда не могут добиться от ребенка нужного поведения. К этой же тактике относится и ситуации, когда мы говорим, что ребенок попадет в тюрьму или с ним никто не будет дружить. Возможно, в краткосрочной перспективе родители и добиваются нужного поведения, но скоро дети понимают, что в тюрьму их никто не посадит, поэтому пропускают и другие предупреждения родителей мимо ушей. А также видят, что не все обещания выполняются. Кроме того, такой подход учит их бояться представителей власти, что может обернуться против них в опасных ситуациях.

Запрещенные методы всегда работают одномоментно, но в будущем от них больше вреда, чем пользы. Это не значит, что проступки ребенка должны быть безнаказанными. Просто нужно выбирать правильные методы и подходы.

🔊Как отказывать ребенку

Не говорить «нет» слишком часто.
Отказ должен иметь вес. Если ребенок на каждом шагу слышит «нет», то вскоре просто перестает его воспринимать. Если же это слово звучит достаточно редко, то оно воспринимается как стоп-сигнал, своеобразный «красный флажок». В некритичных ситуациях старайтесь отказывать в более мягких формулировках: «это не самая красивая машинка», «ты уверен, что у тебя в коллекции нет точно такого динозавра? Давай дома посмотрим, чтобы не ошибиться» и т.д.

Объяснять причину отказа. Когда ребенок слышит «нет», у него часто возникает чувство обиды и несправедливости. Ему кажется, что его не любят. Отсутствие каких-либо объяснений только укрепляет эти чувства. В итоге некоторые дети замыкаются на фоне многочисленных «нет», у других обида перерастает в агрессию и злость. Важно разговаривать. Конечно, объяснения должны соответствовать возрасту ребенка. Не стоит трехлетке читать лекцию об изменениях в организме при употреблении большого количества шоколада или раскрывать природу физических явлений, стараясь предотвратить контакт с электрической розеткой.

Приводить примеры. Наглядность очень хорошо работает при объяснении. Скажите малышу: «А ты знаешь, что с тобой будет, если…». И в доступной форме опишите возможные последствия. Но важно не перейти грань между разъяснениями и запугиваниями. Ваша задача – не выработать у ребенка фобии, а научить его анализировать ситуацию.

Не проявлять агрессию.
Отказ следует произносить спокойным и уверенным голосом. У ребенка не должно возникать впечатления, что при продолжении уговоров можно получить желаемое. Дети – известные манипуляторы, тонко чувствующие, когда и на какие «струны» можно надавить. Сила в уверенности и спокойствии, а не в агрессии и крике.

Следовать единой линии поведения. Классическая ситуация: один из родителей говорит «нет», ребенок в слезах бежит ко второму и моментально получает «да» с большой дозой любви и нежности. Очень важно, чтобы в семье была единая позиция по воспитанию ребенка, и запреты одного члена семьи не нивелировались другими. Обсуждать воспитательные моменты необходимо без ребенка.

Предложить альтернативу. В некоторых случаях уместно предложить ребенку альтернативу. Если по каким-то причинам его желание не может быть исполнено, то наверняка найдется что-то другое, что может показаться ему не менее важным, интересным и увлекательным. Это смягчит горечь, отвлечет от «трагедии». Конечно, альтернатива должна быть разумной, а не выглядеть подкупом. Ребенку надо понимать причину отказа, иначе в следующий раз альтернатива может «не сработать».

Отказывать, говоря «да». «Да» иногда может значить «нет, не сейчас». Например: «да, мы купим эту машинку на следующей неделе, когда придем сюда вместе с папой», «да, мы пойдем на площадку, как только закончим покупки», «да, я поиграю с тобой после ужина, когда помою посуду». В итоге вы не отказываете ребенку, а сообщаете, когда исполнится его желание.

Не давать ложной надежды. Нельзя обманывать ожидания ребенка. Если обещаете поиграть с ним после ужина, то обязательно сделайте это. Ребенок будет знать, что мама держит свое слово, и желание просто откладывается на некоторое время. Но тут важно четко определить временной промежуток или обстоятельства, при которых его желание откладывается. Нельзя сказать: «да, мы поиграем потом» или «да, купим потом» и рассчитывать, что ребенок забудет или перехочет. Когда наступит это «потом»? Если даете надежду, не собираясь выполнять обещание, то рискуете потерять доверие. В результате на очередное «потом» ребенок закатит истерику с криками «сейчас», потому что знает, что его обманывают.

Не отменять свое «нет». Сказав «нет» или «нельзя», нельзя менять решение. Если выработать правильную тактику поведения, то у ребенка сложится следующая картинка: мама говорит «нет» редко, и это всегда означает что-то серьезное и важное — следует прислушаться. С одной стороны, закладывается база для взаимопонимания и доверительных отношений с ребенком в будущем.